В группе слушателей ФПК по педагогике и психологии назрел глухой конфликт между иногородними слушателями и слушателями, проживающими в Киеве, где и проходили занятия. В курсе психологического практикума по групповой психологии иногородним слушателям было предложено принять на себя роль киевлян и участвовать в споре на их стороне. 7 слушателей были протагонистами – активными игроками, перевоплотившимися в киевлян, а 7 других суфлировали им, подсказывая реплики и ссылки на те или иные факты. После этого сеанса социодраматической замены ролей участникам был задан вопрос: «Если принять за 100% психологическую дистанцию между Вами и киевлянами до дискуссии, то на сколько процентов она сократилась или увеличилась после дискуссии?»
Результаты представлены в Табл. 2.9. Все показатели имеют отрицательный знак, что свидетельствует о сокращении дистанции. Могут ли эти данные использоваться как подтверждение идеи Д.Л. Морено о том, что принятие на себя роли оппонента способствует сближению с ним (Moreno C.L., 1934)?
Таблица 2.9
Показатели сокращения психологической дистанции (в %) после социодраматической замены ролей в группе протагонистов (n1=7) и суфлёров (n2=7)
№ испытуемых |
Группа 1: протагонисты |
Группа 2:
суфлёры |
1 |
75 |
10 |
2 |
30 |
10 |
3 |
25 |
15 |
4 |
10 |
20 |
5 |
30 |
30 |
6 |
20 |
25 |
7 |
50 |
5 |
Решение.
Получить доступ к этому материалу можно, отправив SMS, для чего пройдите по ссылке:
Доступ действителен в течение 10 минут.
Ключевые слова: математические методы в психологии, решение задач, задача с решением, скачать решение, подтверждение идеи |