В проективной методике Х. Хекхаузена (модификация ТАТ) испытуемому последовательно предъявляются 6 картин. Всякий раз он сначала рассматривает картину в течение 20 сек, а затем в течение 5 минут пишет по ней рассказ, стараясь, в соответствии с инструкцией, проявить «максимум фантазии и воображения». После того, как испытуемый закончит писать первый рассказ, ему предъявляется вторая картина и т. д. В данном исследовании разным испытуемым картины предъявлялись в разном порядке, так что каждая картина оказывалась первой, второй, третьей и т. д. примерно одинаковое количество раз.
При обследовании 113 студентов в возрасте от 20 до 35 лет (средний возраст 23,2 года, 67 мужчин, 46 женщин) было установлено, что в рассказах по картинам с условными названиями «Преподаватель и ученик» и «Мастер измеряет деталь» словесные формулировки, отражающие «боязнь неудачи», встречаются гораздо чаще, чем в рассказах по другим картинам, в особенности по картине «Улыбающийся юноша» (см. Табл. 4.20).
Вопросы:
1. Можно ли утверждать, что картины методики обладают разной побудительной силой в отношении мотивов: а) «надежда на успех»; б) «боязнь неудачи»?
2. Как следует из Табл. 4.20, нет почти ни одной картины, которая в равной мере стимулировала бы мотив «надежда на успех» и мотив «боязнь неудачи». Можно ли считать стимульный набор методики Хекхаузена неуравновешенным по направленности воздействия?
Таблица 4.20
Эмпирическое распределение словесных формулировок, отражающих мотивы «надежда на успех» и «боязнь неудачи» (n=113)
Название картины |
Количество вербальных реакций, отражающих «надежду на успех» |
Количество вербальных реакций, отражающих «боязнь неудачи» |
Всего |
1 |
«Мастер измеряет деталь» |
А |
106 |
138 |
Б |
244 |
2 |
«Преподаватель и ученик» |
В |
102 |
180 |
Г |
282 |
3 |
«В цехе у машины» |
Д |
108 |
34 |
Е |
142 |
4 |
«У двери директора» |
Ж |
50 |
87 |
З |
137 |
5 |
«Человек в бюро» |
И |
99 |
57 |
К |
156 |
6 |
«Улыбающийся юноша» |
Л |
115 |
20 |
М |
135 |
Всего |
|
580 |
516 |
|
1096 |
Решение.
Получить доступ к этому материалу можно, отправив SMS, для чего пройдите по ссылке:
Доступ действителен в течение 10 минут.
Ключевые слова: математические методы в психологии, решение задач, задача с решением, скачать решение, стимульный набор методики Хекхаузена неуравновешен по направленности воздействия |